Здоровье и уход

Сегодня, наверное, нет ни одного человека, который бы хоть раз в жизни не пользовался парфюмерией. Ароматы привлекают, ароматы создают атмосферу, ароматы рассказывают женщинам о их носителе иногда больше, чем одежда и история о себе при первом знакомстве. Но откуда берутся запахи, из которых создаются композиции парфюмерных ароматов? 

Запахи, делятся на категории, в зависимости от источников их происхождения. Иногда эти источники традиционные: цветы, фрукты, иногда совсем необычные: мокрый асфальт, опавшая листва. Все источники запахов разделены на большие группы, каждая имеет своё название и обладает характерными чертами.

Цитрусовые плоды и растения

Бергамот, апельсин, лайм, грейпфрут, лимонная вербена, мандарин...
Чаще всего цитрусовыми в парфюмерии описывается весь спектр гесперидных плодов (Hesperidia), названных в честь гесперид, нимф из греческой мифологии. Это фрукты или цитрусовое сырье (особенно вербена и лимонник), и некоторые из них являются одними из самых древних ингредиентов в парфюмерии наряду со смолами. Более современные вариации, такие как помело, грейпфрут, юзу и хассаку, относительно недавно вошли в область парфюмерной экстракции.

Цитрусовые эссенции экспрессируются в холодном виде в большинстве случаев, чтобы сохранить присущую им свежесть. Петитгрейн является исключением, так как он получается от паровой дистилляции веток и листьев горького апельсинового дерева.

aromatri-1-3.jpgЦитрусы обеспечивают освежающее и шипучее качество ароматов, составляя верхнюю ноту, которая с удовольствием щекочет носы. Они полезны для того, чтобы очистить ум и чувствовать себя солнечно и оптимистично, создавая атмосферу лёгкой элегантности и чистоты. Особенно бергамот, который является неотъемлемой частью классической формулы одеколона (Eau de Cologne).

Цитрусы – всегда классические компаньоны для более цепких цветочных и смолистых составляющих в восточных ароматах и для фруктовых оттенков. Они ослабляют их сладость и добавляют терпкости.

Фрукты, овощи, ягоды, орехи

Овощные ноты в этой категории наиболее необычны и иногда воспроизводятся с помощью иллюзии. Примером может служить запах репы, которую иногда производит корневище ириса.

aromatri-1-6.jpgКак правило, фрукты и овощи устойчивы к процессам дистилляции и экстракции из-за очень высокого процента воды в их естественном составе. Их эффект варьируется от освежающего и сочного вплоть до затхлого и таинственного.

Орехи в парфюмерии представлены миндалём (иногда его путают с запахом вишнёвого пирога), арахисом (как в известном Bois Farine), фундуком (как в парфюмированной воде Пралине де Санталь и Меант Луп). Ореховые ноты могут быть прекрасной основой для эфирных или землистых материалов. Примером служит аромат от Ветивер Тонка в Hermessences.

Цветы

Это самая очевидная категория, созданная природой и прямо пахнущая ароматными цветами. Она богата нюансами: от верхних нот банана, иланг-иланга, вина, ярких красок свежих роз, миндалевидного характера гелиотропа до почти агрессивной камфары. Начиная с нехарактерного для цветов запаха свежесобранной туберозы, продолжая абрикосовым ароматом османтуса, лимонными оттенками магнолии и карамельными гранями лаванды, цветы очаровывают не только насекомых, но и людей.

aromatri-1-2.jpgЦветочные запахи получаются с помощью различных методов: экстракция растворителем, энфлюраж, дистилляция.

Классические цветочные экстракты получают из розы, туберозы, лаванды, османтуса, бессмертника, иланг-иланг и календулы.
Урожай некоторых цветов настолько мал, что их аромат воспроизводят в лаборатории.

Фиалка, лотос и водяная лилия звучат очень громко. Но их производительность настолько мала, а производство так дорого, что использовать их могут только известнейшие бренды парфюмерии.

Запахи цветов: фрезии, пиона, ландыша, мимозы, гелиотропа, фиалки, жонквиля, нарцисса, гиацинта обычно восстанавливаются в лаборатории с помощью нескольких синтетических молекул.

Цветочные оттенки добавляют романтическое прикосновение к композиции, усиливая ощущение естественной красоты, делая акцент на верхние ноты.

Натуральные цветочные экстракты – это ароматерапия, которая улучшает контакт с миром природы и обеспечивает духовное возвышение.

Цветочные запахи введены почти во все парфюмерные композиции в той или иной форме, от лёгких одеколонов до самых пышных восточных ароматов. Самую интригующую роль они играют именно в последних, где сияют ярче всего, среди богатства материалов восточного происхождения.

Перечень цветущих растений в природе неисчерпаем. Их новые сочетания приводят к новинкам ароматов каждый год.

Белые цветы

Апельсиновый цвет, жасмин, гардения, тубероза.

Жимолость на самом деле может быть жёлтого цвета, но её аромат не похож на жёлтый цвет, как мимоза, и он характеризуется сладкой, нектарной ноткой белых цветов.

Ландыш, хотя и белый по цвету, классифицируется как «зелёный цветочный» запах, так как ему не хватает некоторых характерных черт других белых цветочных ароматов. Другие цветы «зелёной цветочной» группы белого цвета: гиацинт и нарцисс.

Белые цветы имеют самый наркотический акцент из всех цветов, пышный, роскошный и по-настоящему опьяняющий. Это почти магический код для интенсивной женственности в любом аромате, в котором они участвуют.

Зелень, травы, молодые побеги растений

Под термином «зелёный» подразумеваются запахи листьев и свежесрезанных трав, которые источают пикантные ноты. В этой категории находятся некоторые из классических острых эссенций, таких как гальбанум, смола из высокой травы с бодрящим, пронзительно горьким зелёным запахом.

Это явно весенняя верхняя нотка винтажного Vent Vert от Balmain, где он впервые использовался в главной роли.
Фиговый лист уникален в парфюмерии. Он придаёт современным «инжирным» ароматам их горько-сладкий вкус, одновременно похожий на кокосовый.

aromatri-1-8.jpgЕщё одна особенная, необычная нота – томатный лист, представленный в «Eau de Campagne» Сислея, «Folavril» А. Гутала и «Liberte Acidulee» Les Belles de Nina Ricci.

Лист фиалки – это современный зелёный «листовой» акцент, который популярен в создании композиций. Он придаёт свежесть, напоминающую запах свежего огурца, многим парфюмерным композициям, особенно мужским.

Отдельной подкатегорией выделяются чайные листья, которые наполняют смеси своим уникальным ароматическим профилем, в зависимости от того, какой сорт выбирает парфюмер (зелёный, красный, белый, чёрный).

Уникальными запахами обладают травы, которые используются в кулинарии. Это – розмарин, тимьян, мята, эстрагон, майоран, фенхель, базилик (который считается пряным оттенком благодаря содержанию эвгенола), шалфей, анис.

Запахи аира и дягиля обладают ярко выраженной травянистой нотой, которая всегда слышна в композициях.

Папоротник – это обозначение аромата «fougère» (папоротник по-французски), которое происходит не от природного запаха. Сами папоротники его почти не имеют. А этот аромат возник от исторического «согласия» между лавандой, дубовым мхом, и кумарином, которое было разработано для создания таинственной ноты зелёного, влажного леса.

Архетипом этого типа аромата является Fougère Royale от Houbigant, созданный Полом Паркетом в 1882 году.

Эффективным стало взаимодействие сладкого и горького запахов с древесными, влажными и прохладными нотами, в результате чего возникли типичные мужские одеколоны.

Зелёные парфюмерные ароматы воссоздают землистые, влажные и тёмные запахи леса и, в значительной степени, основаны на фантазийных акцентах.

Специи

Гвоздичное дерево, анис, лавровый лист, стручок какао, тмин, кардамон, корица, кофе, кориандр, шафран, кунжут, ваниль…
Большинство из них занимают место в любом кухонном шкафчике для специй, например, корица, перец, гвоздика, кориандр, имбирь.

aromatri-1-4.jpgДругие являются более необычными, от драгоценного, невесомого шафрана, до тамаринда, тмина и очень нежного розового перца. Настоящие специи всегда сушат, но есть некоторые травы, которые имеют пряный запах, например, орегано. Их можно использовать как в свежем, так и в сухом виде.

Специи классифицируются как «горячие / короткие» (интенсивные и жгучие в течение короткого периода времени), такие, как корица, и «холодные / длинные» (более мягкие, дающие ощущение охлаждения, а не жжение с продолжительным послевкусием), такие, как кориандр, тмин и кардамон. Это помогает парфюмеру получить желаемый эффект при работе со специями в соответствии с концепцией аромата.

Сладости

Бисквит, коричневый сахар, сливочное масло, ириски, цукаты, засахарённый имбирь, леденцы, карамель, кокосовый пирог, круассан, кекс, заварной крем, тёмный шоколад, халва, мёд, мороженое, кленовый сироп, конфитюр, зефир, марципан, нуга, попкорн, пралине, шербет, клубничный сироп, жжёный сахар, йогурт…

aromatri-1-7.jpgЭта сочная группа ароматов действительно утвердилась и с тех пор умножалась с появлением "гурманов", подразделением группы восточных ароматов, в 1990-х и 2000-х годах. Они в основном построены на нотке ванили и напоминают запахи десертов: от простых шоколадных, свежих сливочных и карамельных запахов, до сложных или более экзотических рецептов, таких как миндальное печенье, крем-брюле, кексы, нуга.

Первым успешным ароматом для гурманов был Angel, выпущенный в 1992 году, который производил карамельный и шоколадный эффект, благодаря использованию этилмалтола (аромат сахарной ваты / сахарной карамели), натурального пачули (с какао-гранью). С тех пор, учитывая коммерческий успех Angel, эта группа нот стала одной из самых важных в современной парфюмерии. Хотя некоторые природные материалы имеют сладкие или густые грани, подавляющее большинство этих нот воспроизводятся посредством искусного смешения натуральных и синтетических компонентов.

В основном они используются в женских ароматах, но акценты «гурманов» не исключаются и из мужского спектра ароматов. Эти съедобные нотки создают ощущение эйфории и игривости, что приводит к покалыванию вкусовых рецепторов в дополнение к ноздрям, подтверждая тем самым тот факт, что аромат представляет собой сочетание вкуса и запаха. Они заставляют нас видеть наши духи совершенно новым способом и интригуют, когда их использует опытный парфюмер, который может манипулировать ими, создавая всё более сложные произведения.

Лес и мох

Древесные акценты надёжны и податливы, это своего рода туз в колоде парфюмера, обеспечивающий дно композиции и усиливающий другие элементы в соответствии с их обонятельным профилем. Верхними или средними нотами могут быть лишь немногие из древесных нот, а именно палисандр.

Ароматический профиль лесов различается. Некоторые из них могут быть смолистыми и фенольными, пахнущими как новогодняя ель. Другие являются классическими, как кедровое дерево, и напоминают запах новых карандашей. Некоторые запахи кремовые, молочные, очень мягкие, как сандаловое дерево.

aromatri-1-9.jpgСуществует одна древесная уникальная нотка, которая настолько индивидуальна, что характеризует всю композицию. Это аромат агарвуд, который, скорее, побочный продукт борьбы дерева аквиллярия с грибковой болезнью. Он настолько богат и сложен, что охватывает ореховый, древесный, затхлый, даже камфорные акценты.

Хотя некоторые древесные ноты производятся естественными способами, такими как мацерация и дистилляция настоящих древесных щепок, другие могут быть получены только путём лабораторного синтеза. Причинами этого стали экономическая эффективность и безопасность.

Ветивер и пачули – интересные исключения из этой группы: ветивер – это трава со сложной корневой системой, а пачули – это лист восточного кустарника, но профиль их запаха древесный. Древесные нотки по преимуществу являются областью мужских ароматов, в основном благодаря крепкой ассоциации, которую вызывают деревья, и меньше благодаря их запаху, но их гибкость делает их важным компонентом женских и общих ароматов. Действительно, существует очень мало парфюмерных композиций, не имеющих хотя бы одной древесной ноты в своём составе.

Мхи составляют подгруппу, так как они состоят из паразитических организмов лишайников, растущих на деревьях, таких как дубовый мох (Evernia prunastri) и древесный мох (Evernia furfuracea). Ароматический профиль мхов незаменим, хотя в парфюмерной промышленности предпринимаются значительные усилия по производству идентичных запаху молекул, поскольку это сырье попало под нормирование Международной ассоциации парфюмеров (IFRA).

Мхи имеют чернильно-горький аромат, с глубоким, беспокоящим, мрачным, темно-зелёным, повторяющим дно осеннего леса. По этой причине они используются в качестве основы семейства ароматов шипровых. Дубовый мох – основа многих композиций. Свойства мхов являются приземлёнными, задумчивыми, интроспективными и мрачно-чувственными, придающими ароматам «ретро» отличительное качество.

Смолы и бальзамы

Бальзамический уксус, берёзовый гудрон, элей, бальзам, ладан, мирра, ладан, почки тополя, смолы, резинка, масло чайного дерева…
Сырьё, попадающее под эгиду смол и бальзамов, является одним из древнейших компонентов парфюмерии, часто основой восточной семьи ароматов.

Мягкие бальзамико-пахнущие ингредиенты включают ваниль, бензоин, перуанский бальзам, толу-бальзам. Они мягко обволакивают, имеют ярко выраженный характер, фиксируют цветы на более длительный срок.

Смолистые бальзамические ингредиенты включают опопонакс, ладан, мирру, берёзу, элеми и стиракс. Эти материалы глубже, с протяжным следом, который добавляет оригинальность и глубину композиции. Так как они сами происходят из коры деревьев в виде «слёз» из кристаллизованной смолы, они очень хорошо сочетаются с древесными ароматами.

Мускус, янтарь, животные ароматы

Янтарь, амбра, барбекю, пчелиный воск, сыр, молоко, мускус, кожа, замша, трюфель.
Термин «анималистический» относится как к необработанным ароматическим материалам, так и к «фантазийным» ноткам (полученным из синтеза в лаборатории), которые непосредственно вызывают запах, напоминающий о животных – реальных или, более метафорических, или природу наших собственных человеческих животных инстинктов.

В парфюмерии животные запахи производятся в лаборатории. В частности, мускус был синтезирован в сотнях вариантов, что привело к различным профилям запаха (Галаксолид, Габанолид, Этил Брассилат, Аллил Амил Гликолят).

aromatri-1-5.jpgЯнтарные ноты отличаются от амбры тем, что первая представляет собой смесь смол, создающих тёплый, сладковатый и очень глубокий аромат (чаще всего в «восточной» семье), в то время как последняя представляет собой довольно солёную, тонкую, похожую на кожу, глубокую ноту.

Несколько случаев, когда животные косвенно использовались, без какого-либо вреда для них, это настойка козьих волос, жареные морские раковины и пчелиный воск из ульев.

И последнее, но не менее важное: в парфюмерии используются «фантазийные ноты», созданные в результате творческого смешения различных ингредиентов с животными ароматами, такими как молоко, икра, морская звезда, капуста скунс, бекон, барбекю, кожа или замша.

Напитки

Напитки: от праздничного шипучего шампанского и карамелизированного поджаренного вкуса Coca Cola до тропических деликатесов Пина Колада или сливочного вкуса хорошей чашки капучино, как будто специально предназначены для создания парфюмерных композиций.

Эти ароматы возникли благодаря многим факторам.
Начали использоваться ингредиенты, составляющих часть рецепта данного напитка (например, кока-кола, в которой заметно выделяются сок лайма, экстракт ванили, корица, нероли, апельсин, кориандр и мускатный орех).

Были замечены связи некоторых видов сырья с ароматами напитков (виноподобная нота в некоторых розовых эссенциях или джин-подобный аромат ягод можжевельника).

В лаборатории были разработаны синтетические молекулы для получения желаемого эффекта.
Нотки напитка в ароматах обеспечивают сочный, аппетитный эффект, часто сочетаемый в фруктовых цветочных смесях или ароматах сладостей, которые соблазняют как вкусовые рецепторы, так и ноздри.

Странные запахи

Альдегиды, алюминий, асфальт, кирпич, сгоревшая спичка, каучук, глина, каменный уголь, бетон, пробка, капля росы, тлеющие угли, бензин, графит, порох, хина, лёд, чернила, моторное масло, горный воздух, озон, торф, пыльца, дождь, соль, песок, морская вода, шёлк, дым, снег, тальк, теннисный мячик, бархат, винил, мокрая штукатурка, шерсть.

В этой категории собраны необычные запахи, которые можно найти в парфюмерных композициях, например нота запаха теннисного мячика.

Сложно представить, что в парфюмерной композиции может быть запах дождя. А как чудесно пахнет морская вода или воздух после грозы.

И весь этот мир запахов, ароматов, нот, парфюмерных композиций неисчерпаем. Мы будем продолжать знакомить вас с мужскими ароматами. Следите за новыми статьями в журнале.

admin январь 2020

Возврат к списку